Пролистать наверх

Концерт к 100-летию композитора Григория Пономаренко «Жизнь как песня»

Великое счастье, когда дело жизни увлечённого человека продолжает жить и после его смерти.  За давностью времени стирается авторство композитора, а его музыка и песни становятся народными.

3 февраля состоялся концерт «Жизнь как песня», посвященный композитору Григорию Фёдоровичу Пономаренко, организованный Нижегородской государственной академической филармонией имени Мстислава Ростроповича и продюсерским центром Александра Шалунова в Кремлевском концертном зале Нижнего Новгорода.

Александр Шалунов, продюсер концерта: «Идея концерта родилась год назад, когда меня пригласили в Москве принять участие в концерте, посвященным его песням. Песню для исполнения предстояло выбрать мне самому. В моем репертуаре до этого не было ни одной песни Григория Пономаренко. Переслушав огромное количество записей, я откровенно в них влюбился! Особенно понравился цикл песен на стихи Сергея Есенина и Александра Блока, и музыкальный стиль и сама поэзия в основе. На том концерте я спел «Не жалею, не зову, не плачу» и «Пускай ты выпита другим» и после него как раз зародилась идея сделать отдельный концерт. Летом я разбирал музыкальный материал, думал о концепции и направлении, более детально погружался в творчество Григория Федоровича, мне захотелось сделать концерт из известных его песен про отношения мужчины и женщины, с позиции мужчины, и с позиции женщины, хотя ещё не было мысли про мужское и женское отделения. Сразу решил не развивать в концерте военную тематику, а также не брать легкие песни, составляя репертуар концерта лишь из пронзительных лирических песен. Вот так сформировалась концепция программы.Со сценаристом и ведущей программы, Натальей Шураевой, мы продумали последовательность номеров, обсудили развитие драматургии концерта, старались сделать для зрителя процесс погружения в творчество Пономаренко интересным, чтобы энергетика концерта не остывала, и зритель оставался завороженным тем, что происходит на сцене.

Предлагаем вашему вниманию репортаж об этом красивом музыкальном событии.

До начала концерта ещё полчаса, но в фойе уже собираются зрители. Все в предвкушении долгожданной встречи с хорошей музыкой и талантливыми певцами. И вот наступает тот миг, когда все мы вдруг оказываемся в каком-то невесомом пространстве, в котором не остается места плохому настроению и негативу. Здесь живут музыка, песни и неповторимые по красоте голоса исполнителей.

Весь вечер на сцене Нижегородский Русский Народный Оркестр имени В. А. Кузнецова, дирижер оркестра Антон Козылов.

Концерт открывает любимый всеми романс на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Поет Лауреат Государственной премии Республики Беларусь, Лауреат премии Президента РФ, актер театра и кино, певец и композитор Максим Павлов.

- Праздник песни, праздник композитора, который был любим певцами и певицами того времени. Композитор-волшебник, который песням давал свою интонацию, народную, они легко запоминаются сразу и поются легко. Его песни живут в домах, их поют за столом. Песни прошли через время, и они современны сейчас, и так будет завтра, уверен в этом, потому что в песнях есть искренность и честность. И самое главное, его музыка не похожа ни на что и ни на кого и при этом похожа на все и на всех. Уникальные и оригинальные песни.

Я первый раз исполняю песни Пономаренко, они очень легкие в понимании и спеть их легко. Песни прожили долгую жизнь, проверены временем. «Отговорила роща золотая» - самая знаменитая, на мой взгляд, очень лирическая, плачевная, мелодичная.

Анна Николаевна, зритель: «Голос у Максима Павлова очень душевный и нежный. Он моментально попал в мою личную подборку любимой музыки. Есть же на свете такие красивые, талантливые, интеллигентные люди!»

Не успевают смолкнуть первые аплодисменты, как на сцене появляется Лауреат международных конкурсов Александр Шалунов. Он исполняет авторскую песню Григория Пономаренко на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».

Олег Григорьевич, зритель: «Мне сейчас трудно описать чувства, которые я испытал. Романсы – это искреннее очищение души... На такие концерты стОит ходить лишь ради того, чтобы послушать светлого человека и с чудным голосом. Регулярно посещаем с супругой концерты Александра Шалунова, они проникают в душу и остаются там навсегда. В общем, я точно уверен, что пойдем ещё»

Впервые зрители Нижнего Новгорода смогли познакомиться с бархатным баритоном из Санкт-Петербурга, лауреатом международных конкурсов, артистом «Петербург-концерта» Сергеем Зыковым. Он исполняет песню на стихи Сергея Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ».Марина, зритель: «Сергей просто поет, но делает это так искренне, так душевно, так пронзительно, что, услышав его раз, очень хочется снова встретиться с ним в зрительном зале, потому что он создает атмосферу, в которой легко дышится русской душе. Будем ждать новых гастролей Сергея в нашем городе»

Вновь на сцене лирический тенор Максим Павлов с песней «Сыпь, тальянка» поёт о бедах и радостях, встречах и расставаниях. 

- Музыка гениального, но недооцененного, композитора Пономаренко. Громадное количество песен написал Григорий Федорович за свою жизнь. Его знаменитые песни известны всем, но есть пласт таких романсов, которые никто не исполнял вообще.

Татьяна Петровна, зритель: «С этим голосом стало так тепло среди зимы, и оттаявшее сердце пело ещё долго-долго после того, как стихла музыка и начались аплодисменты. Прослушав песню осталась непоколебимая никем и ничем убежденность, что очень многое лишь суета и дым»

У следующего романса на стихи Сергея Есенина очень много исполнителей. На концерте в Кремле нижегородцы услышали, как прожил «Письмо к женщине» обладатель гран-при конкурсов «Весна Романса» и «Романсиада» Сергей Зыков.

- Каждое поколение воспитывается на своей музыке. Музыка, которая мне нравилась в юности, сильно отличалась и от советской эстрадной песни, и от романсов, и от классики. Мне, как и большинству молодых людей, нравилось, когда весело и громко! Кто-то с этим остаётся, кто-то это перерастает. Я - перерос.

Сергей Георгиевич, зритель: «Мне трудно судить о других исполнителях, вживую я их не слышал.  Исполнение Сергея Зыкова без надрыва, достаточно ровное, отражает есенинский стиль, его манеру написания. Хочется теперь переосмысливать стихи Есенина, романс воспринимается совсем иначе, нежели стихотворение. Я совершенно очарован голосом, мастерством, культурой певца, высоким вокальным мастерством, глубиной проникновения в суть исполняемого произведения»

На сцене Александр Шалунов с очень мелодичной и трогательной композицией «Не бродить, не мять». Аплодисменты и слёзы в зале не прекращаются, щемящее сердце чувство заполняет собой весь зал.

Ольга Алексеевна, зритель: «Бархатный голос и невероятное обаяние Александра покоряют раз и навсегда. И среди патриотических и военных песен его репертуара такие лирические композиции, наполненные лучшими проявлениями русской души, особенно красиво звучат»

Лирический романс в стиле танго на стихи Есенина «Пускай ты выпита другим» исполняет Сергей Зыков.

- Произведения Пономаренко в репертуаре с 2007 года, с самого начала моей творческой жизни, у меня даже была своя программа, посвященная этому композитору. Удивительный композитор, писал очень много музыки на стихи Есенина и Блока. Прикосновение к музыке Пономаренко важная творческая ступень в моей жизни.

Аркадий Игоревич, зритель: «Мне кажется, что эти стихи ждали не только этой мелодии, но и этого исполнителя. Певец передал неудержимую степень отчаянности мятущейся израненной души. Есенин прожил всего-то тридцать с небольшим, у него год был за десятилетие по перегруженности страданиями, метанием, эмоциями и терпением. Спасибо тому, кто организовал такой замечательный концерт»

«Весь я память, весь я слух» написал Александр Блок, Григорий Фёдорович Пономаренко сочинил мелодию, а Максим Павлов очень душевно и трогательно исполнил красивый романс.

Марина Николаевна, зритель: «Необычайное сочетание стихов, пропитанных любовью, с музыкой, полной вибраций любви, исполненное прекрасным чистым голосом. Спасибо! Только сейчас я по-настоящему полностью прочувствовала всё то, что заложил в свои стихи Александр Блок»

Песню «Благословляю всё, что было» на стихи Александра Блока исполняет Сергей Зыков. Зрители сразу встречают певца аплодисментами.

- «Благословляю все, что было» это та самая поэзия, о которой хочется разговаривать, хочется, чтобы она звучала и украшала наш мир, особенно сейчас, когда язык так упрощается и оскудевает. Эта поэзия показывает всю красоту русского языка. А с чудесной музыкой такая поэзия становится еще прекраснее.

Сергей Витальевич, зритель: «Обладая бархатным баритоном, Сергей Зыков не просто пел, он своим голосом, своим искренним исполнением гипнотизировал слушателей, обволакивал обаянием и никого, я уверен, в зале не оставил равнодушным. Его исполнение настолько искреннее, душевное. Он не красуется своим голосом, сильным и красивым, а вкладывает всю душу в исполнение»

Вновь на сцене Александр Шалунов с сильной патриотической песней «Русь моя». Стихи Александра Блока, в которых сконцентрирована красота русской души и всей нашей родины. Зал встает почти с самого начала песни и аплодисменты долго не стихают.

- Хотелось исполнить больше песен, конечно.  Ещё год назад я хотел спеть песню «Русь моя», но в качестве аккомпанемента был только рояль. Я же видел исполнение этой песни с оркестром! Это должно быть масштабное звучание. На этом концерте получилось исполнить задуманное.

Занимаясь подготовкой концерта, я пересмотрел множество концертов Григория Федоровича, в том числе его прижизненный концерт в 1991 году в Колонном зале дома союзов. Концерт заканчивался как раз песней «Русь моя». И я ещё больше утвердился в мысли, что мужское отделение нужно подытожить такой песней. Она несёт сильную смысловую нагрузку и именно ей нужно заканчивать концерт.

Виктория Дмитриевна, зритель: «Александр Шалунов уже не первый год завоёвывает сердца нижегородской публики, собирая полный кремлёвский концертный зал. Огромная часть аудитории певца – женщины самых разных возрастов, от 20-и до 80-и, но в большинстве от 35-40 лет и старше. Кого же ещё, как ни нас, женщин, волнуют меняющиеся состояния души? Кроме того, наше поколение, родившееся в 60-70 -е годы и ранее, воспитывалось на любви к классике, к романсу, к песням, где важны и музыка, и содержание текста. Со вкусом у этой публики всё в порядке. Что же касается вкуса самого певца, то он, практически, безупречен, в каждом жесте, движении, взгляде, в каждой детали костюма Александра Шалунова чувствуется его стремление к совершенству»

Первое отделение концерта, посвященного Григорию Федоровичу Пономаренко, завершают все три исполнителя Александр Шалунов, Максим Павлов и Сергей Зыков, которые поют озорную песню «Эх, вы, сани» на стихи Сергея Есенина.

Ирина Антоновна, зритель: «Разве может быть что-то прекраснее музыки и душевной песни. Уверена, что нет. Я побывала на великолепном концерте-празднике, где все наполнено отличным настроением. Душа ликует. Мощные и красивые голоса артистов можно слушать и слушать бесконечно. В исполненных песнях было всё, и грусть, и радость, и страдания, и нежность, и любовь, теплота сердец, встречи, и расставания, словно проживаешь целую жизнь за время концерта»

Как вы уже, наверное, догадались, в первом отделении концерта звучали только мужские голоса. Но вот настало время выходить на сцену невероятным женским голосам. Встречайте!

2 отделение

«Это про меня. Женское» - так мы назвали второе отделение концерта, в котором прозвучат песни Григория Пономаренко «о бабьей доле», о женской судьбе, о встречах и расставаниях, о любви и надежде.

Открывается после антракта занавес, и мы вновь видим на сцене оркестр русских народных инструментов, который аккомпанирует Лауреату Всероссийских и Международных конкурсов, обладательнице Гран-при Международного конкурса православной и патриотической песни «Арзамасские купола» Оксане Кисловой. Песня «Бабья доля» на стихи Маргариты Агашиной заслуживает бурные аплодисменты зрителей.

- Для меня было открытием произведение «Бабья доля», оно мне никогда не попадалось. Я была потрясена глубиной песни. Уверена, что она войдет в мой репертуар и закрепится в нём. В этой песне многие женщины России увидят себя, кто в одном куплете, кто во всей песне. Это и про любовь, про первую и не только, и про положение русской женщины, часто непростое, и про войну, и про то как ждать и как можно не дождаться… И про то, что надо с большим уважением относиться к женщине.

Надежда Константиновна, зритель: «Манера исполнения у певицы сильная, точная. Такая ощущение что голос сам льется, без усилий и напряжения. Чистое удовольствие слушать!»

На сцене солистка Государственного академического русского народного ансамбля им. Людмилы Зыкиной, лауреат Международного конкурса «Романсиада», обладательница титула «Национальное достояние России» Ирина Крутова исполняет песню на стихи Маргариты Агашиной «А где мне взять такую песню»

- Премьерное исполнение лирической композиции «А где мне взять такую песню?», волнуюсь, как примут зрители. Только после исполнения можно почувствовать твоя песня или не твоя, ощутить себя с этой песней, как она отзовется в душе, увидеть отклик зала. Только сцена дает это понять, произошло погружение в песню или нет.

Андрей Владимирович, зритель: «Красота и благородство звучания, сдержанность и строгость во всём, включая костюм. Как это важно в наше время, когда расхлябанность на сцене и в зале стали (увы!) нормой поведения. Очень рад возвращению из забвения очень ценного пласта нашей культуры, а ведь это огромный труд. Низкий поклон ото всех, кто умеет ценить прекрасное»

Дуэт лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов, Лилия Большакова и Ксения Устинова исполняют песню на стихи В. Алферова «Ивушка зелёная»

Ольга Петровна, зритель: «В каждой песне продумана своя драматургия - в интонациях, в жестах, даже в освещении. Очень красиво, трогательно и аккуратно звучат голоса исполнительниц, своим творчеством побуждают душу трудиться и исцеляться, ведь звук- целитель души»

Сегодня в зале присутствует Заслуженная артистка России, профессор Нижегородской государственной консерватории Татьяна Алексеевна Кошелева. Выдающийся педагог, она создала свою уникальную методику преподавания народного пения, известную по всей России. Её ученики - солисты ведущих народных коллективов нашей страны и сейчас две из них выходят на сцену. На слова Геннадия Колесникова песню «Тополя» исполняют Лилия Большакова и Ксения Устинова.

- Очень большая честь для нас выступить в Кремле с оркестром, благодарны за приглашение и очень надеемся, что наше исполнение зрителям понравится, это наша премьера.

Мы поем дуэтом две песни. Первая песня «Ивушка» - очень мелодичная, про любовь. Вторая - популярная песня «Тополя». Понравилось исполнять песни с оркестром, такое мощное звучание, поддержка сильная, как крылья за спиной ощущаешь!

Елена Васильевна, зритель: «Какое счастье, что в России у нас есть такие голоса! Какая радость осознавать и видеть своими глазами на дивных этих концертах, что не кончается красота чувств, музыки, не кончается свет, идущий к нам. Как же страшно представить, что можно было не услышать такие концерты ни разу в жизни. Это, как не увидеть никогда рассвет или закат, первый снег или первые цветы»

Песню на стихи Виктора Бокова «Ой, снег-снежок» исполняет Лауреат всероссийских и международных конкурсов, Лауреат премии Нижнего Новгорода Майя Балашова.

Валентина Семёновна, зритель: «Искренне благодарю за прекрасный репертуар, состоящий из любимых поколениями романсов, преподнесённых в великолепных интерпретациях. На концерте ощутила блаженство в душе, почувствовала себя счастливой»

Одна солистка под аплодисменты зрителей сменяет другую. «Ой, завьюжило, запорошило», исполняет обладатель премии Президента РФ и премии «Молодые дарования России» Дарья Сикальская.

- Впервые исполняю «Ой, завьюжило, запорошило», это красивая лирическая песня, достаточно известная. Впервые я услышала эту песню на конкурсе Пономаренко, но я исполняю ее по-другому. Жду реакции зрителей, очень волнуюсь и надеюсь, что мое исполнение примут.

Следующую песню с первых нот угадывают все зрители и наступает особая тишина в зале. С песней «Оренбургский пуховый платок» на сцену выходит Ирина Крутова.

- «Оренбургский пуховый платок» совершенно удивительная песня, уже народная, она в моем репертуаре навсегда. В песне заложены очень сильное чувство любви к матери, мощно сконцентрированное. Волнение при исполнении неизбежно, оно присутствует всегда, чувства переполняют. Смотрю со сцены в зрительный зал и вижу людей, у которых сразу выступают слезы, комок подходит к горлу. И тишина стоит в зале особенная, проникновенная. Энергетика произведения настолько сильная, что она не оставляет равнодушным.

Иван Геннадьевич, зритель: «На концертах я чувствую, что попал в какой-то особый мир, который мне необычайно дорог и понятен. Если говорить о русской песне, то ощущаешь себя в том времени, которое мне особо дорого. Все его идеалы и ценности - моя особая любовь»

Трогательную и проникновенную песню «Вдовы России» (первоначальное название «Не будите журавли, вдов России»), наполнена удивительно певучими строками, написанными кубанской поэтессой Татьяной Голуб исполняет Майя Балашова.

- Многие песни Пономаренко звучат по телевидению и радио, их исполняет Кубанский казачий хор, они занимают достойное место в репертуарах профессиональных и народных коллективов. Композитор Григорий Пономаренко по своему призванию прекрасный лирик и первоосновой любой своей песни всегда считал стихи. Песня очень сильная, известная, но я исполняю ее впервые.

Вновь на сцене Оксана Кислова с песней на стихи Маргариты Агашиной «Что было, то было»

- Знаю с детства эту песню, оно наше домашнее! Песня «Что было, то было» проживалась мной многократно, всегда исполняю его с особым трепетом, родное и всем известное произведение. Уверена, что зал будет петь вместе со мной.

Елена Станиславовна, зритель: «Огромная благодарность за такое красивое исполнение! Мы, зрители, просто в восторге, насколько это было музыкально, мелодично. Голос Оксаны Кисловой касается самых глубин души, прямо до слез! Хочется петь вместе с ней, чувствовать красоту песни, которую она очень бережно и нежно передает! Желаю артистке творческих успехов, процветания»

Настоящий хит второй половины минувшего века на стихи Маргариты Агашиной «Подари мне платок» исполняет Майя Балашова.

- Эту песню любят и исполняют люди разных возрастов и вокальных возможностей, но у каждого исполнителя она звучит по-своему, потому что поётся душой и говорит о любви.

Ольга Алексеевна, зритель: «Хочется пожелать певице здоровья, счастья, вдохновения, творческого долголетия, чтобы она и дальше продолжала радовать зрителей своим искусством! Песня «Подари мне платок» исполнена так проникновенно, так лично, что невозможно было сдержать слез».

С веселой песней «Колокольчик» на сцену выходит Дарья Сикальская.

- Песню «Колокольчик» я давно исполняю, хотя она попала в мой репертуар совершенно случайно. Это веселая зажигательная песенка, которую очень любят зрители, знают, что авторство принадлежит Григорию Пономаренко. Её всегда принимает зал очень хорошо!

Сергей Михайлович, зритель: «Известные, ставшие уже поистине народными, песни и романсы на музыку Григория Пономаренко артисты исполняли с такой трепетной бережностью, но по-своему, со своей душой, что остаться равнодушны было невозможно! Настроение было лирически-грустным, но тут вышла Дарья с «Колокольчиком» и так стало радостно на душе, так светло!»

Завершает наш концерт, посвященный Григорию Федоровичу Пономаренко, песня «Я лечу над Россией», исполняет Майя Балашова.

Екатерина Александровна, зритель: «Концерт превзошел все мои ожидания. Ведь романс - это маленькая история, переживания и чувства. Уверена, что за легким красивым исполнением стоит огромная работа, ежедневный труд, что говорит о профессионализме исполнителей и любви к тому, что они делают»

Сценаристом и ведущей концерта выступила заведующая концертно-гастрольным отделом Нижегородской государственной академической филармонии имени М. Ростроповича Наталья Шураева.

Даниил Николаевич, зритель: «Двухчасовой концерт прошел, как одно мгновение! У меня ладони горят от аплодисментов! Браво»

Фотографии Дениса Макаренко

Репортаж Светланы Шестовой

09.02.2023